Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Ипостась

- слово из области богословской  терминологии.  Христианство
учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности  отцы
древней церкви выражались неодинаково. По  выражению  одних,  троичность
состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,
что в Боге три ипостаси  (upostasiV=uparxiV,  tropoV  uparxewV);  третьи
понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura  (хотя  у
других,  и  чаще,  эти  слова  означали  сущность  или  существо  Божие,
связанное с  понятием  единства  Божия),  а  понятие  Божеской  сущности
выражали словом ипостась. Это различие в употреблении  слова  И.  отцами
церкви и церковными писателями повело в IVв.  к  продолжительным  спорам
христианских   богословов   на   Востоке,   особенно   в   Антиохии,   и
произвело-было разномыслие между восточною и  западною  церквами.  Вост.
богословы говорили так: в Боге, при  единстве  существа,  три  ипостаси,
словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут  мнение  еретика
Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и  одна  ипостась,  хотя
один и тот же Бог принимал на себя в разное  время  три  вида  или  лица
(proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в  виде
Духа святого, так что Отец, Сын и св.  Дух  сут  только  три  имени  или
действования (energeiai). Зап.  богословы  говорили,  что  в  Боге  одна
ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три
сущности, сущность Отца -  Божескую,  сущность  Сына  -  сотворенную,  и
сущность  св.  Духа,  также  сотворенную,  но  отдельную  от  Сына.  Для
разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на
котором,  под  председательством   Афанасия   Великого,   присутствовали
епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По  выслушании  обеих  сторон
выяснилось, что и вост., и зап.  богословы,  выражаясь  различно,  учили
одинаково, так как первые употребляли И.  в  смысле  и  вместо  лица,  а
вторые тем же словом имели в  виду  выразить  понятиеouias  =  существо.
Первый образ выражения с IV в. сделался  господствующим:  его  держались
Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов,  Иоанн  Златоуст.
Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то  в
том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно  словоупотреблению,
принятому, вслед за Василием  Великим  и  Григорием  Богословом,  вторым
вселенским собором,  слово  ипостась  всею  церковью  употребляется  как
синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века
некоторые  еретики  (богомилы,  вальденсы),  а  также   так   называемые
номиналисты  или  модалисты  повторяли  учение  древних  еретиков,   что
ипостаси в Боге сут  или  имена,  или  проявления,  силы  (Бог  Сын  или
ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух  св.  -  Божия  сила  или  Божие
действование). Некоторые схоластики - Готшальк,  Росцелин,  Абеляр  -  и
затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что  Божеские
И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно  (подобно  тому,  как
три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица  в  Боге  сут
три бога, а не один  Бог.  Подр.  в  "Догматич.  Богословии"  Сильвестра
(т.II).
   Н.Б.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz