Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Индукция

или наведение - способ умозаключения от частного  к  общему.
Термин И. впервые встречается у Сократа (Epagwgh). Но И.  Сократа  имеет
мало общего с современной И.  Сократ  под  И.  подразумевает  нахождение
общего определения понятия путем сравнения частных случаев и  исключения
ложных, слишком узких определений. Аристотель указал на  особенности  И.
(Анадит. 1, кн. 2 23, Анад. II, кн. 1 23; кн. 2 19 etc.). Он  определяет
И. как восхождение от  частного  к  общему.  Он  отличал  полную  И.  от
неполной, указал на роль И. при  образовании  первых  принципов,  но  не
вытеснил основы неполной И.  и  ее  права  и  рассматривал  ее  как  вид
силлогизма, то как  способ  умозаключения,  противоположный  силлогизму.
Силлогизм,  по  мнению  Аристотеля,  указывает,   посредством   среднего
понятия, на  принадлежность  высшего  понятия  третьему,  а  И.  третьим
понятием показывает принадлежность высшего среднему. В эпоху Возрождения
началась борьба против Аристотеля и силлогистического метода, и вместе с
тем начади рекомендовать индуктивный метод как единственно  плодотворный
в  естествознании  и   противоположный   силлогистическому.   В   Бэконе
обыкновенно видят родоначальника  современной  И.,  хотя  справедливость
требует упомянут и о его предшественниках, например Леонардо да Винчи  и
др. Восхваляя И.; Бэкон отрицает значение силлогизма ("силлогизм состоит
из предложений, предложения состоят из слов, слова  сут  знаки  понятий;
если, поэтому, понятия, которые составляют основание дела, неотчетливы и
поспешно отвлечены от вещей, то и построенное  на  них  не  может  иметь
никакой прочности"). Это отрицание не вытекало из теории И.  Бэконовская
И. не только не противоречит силлогизму, но даже требует  его.  Сущность
учения Бэкона сводится к  тому,  что  при  постепенном  обобщении  нужно
придерживаться известных правил, т. е. нужно  сделать  три  обзора  всех
известных случаев проявления известного  свойства  у  разных  предметов:
обзор положительных случаев, обзор отрицательных (т. е. обзор  предметов
сходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство  отсутствует)
и обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в  различных
степенях, и отсюда делать уже обобщение ("Nov.  Org."  LI,  aph.13).  По
методу Бэкона, нельзя сделать нового заключения, не подводя  исследуемый
предмет под общие суждения, т. е. не прибегая к силлогизму. Итак  Бэкону
не  удалось  установление  И.,  как  особого  метода,   противоположного
дедуктивному. Дальнейший шаг сделан Дж. Ст. Миллем. Всякий силлогизм, по
мнению   Милля,   заключает   в   себе   petitio    principii;    всякое
силлогистическое заключение идет,  в  действительности,  от  частного  к
частному, а не от общего к частному. Эта  критика  Милля  несправедлива,
ибо от частного к частному мы не можем заключать, не  введя  добавочного
общего положения о сходстве частных случаев  между  собой.  Рассматривая
И., Милль  во  первых  задается  вопросом  об  основании  или  праве  на
индуктивное заключение и видит это право в  идее  однообразного  порядка
явлений, и, во-вторых сводит все способы умозаключения в  И.  к  четырем
основным: метод согласия (если два или более случая исследуемого явления
сходятся в одном только обстоятельстве, то  это  обстоятельство  и  есть
причина или часть причины исследуемого  явления;  метод  различия  (если
случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай,  в  котором
оно  не  встречается,  совершенно  сходны  во   всех   подробностях   за
исключением  исследуемой,  то  обстоятельство,  встречающееся  в  первом
случае и отсутствующее во втором,  и  есть  причина  или  часть  причины
исследуемого явления); метода остатков (если в исследуемом явлении часть
обстоятельств  может  быть   объяснена   определенными   причинами;   то
оставшаяся  часть  явления  объясняется  из  оставшихся   предшествующих
фактов), и метод соответствующих изменений  (если  вслед  за  изменением
одного явления замечается изменение другого, то  мы  можем  заключить  о
причинной связи между ними). Характерно, что эти  методы  при  ближайшем
рассмотрении оказываются дедуктивными способами; напр.,  метод  остатков
не представляет собою ничего иного, как  определение  путем  исключения.
Аристотель, Бэкон и Милль представляют собою  главные  моменты  развития
учения об  И.;  только  ради  детальной  разработки  некоторых  вопросов
приходится   обращать   внимание   на   Клода   Бернара   ("Введение   в
экспериментальную  медицину"),  на  Эстерлена  ("Medicinische   Logik"),
Гершеля, Либиха, Вэвеля. Апельта и др.
 

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz