Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Изида

(IsiV) - греческая транскрипция имени  древнеегипетской  богини
Исе(т) (этимология неизвестна),  первоначально  местной  покровительницы
Буто в Дельте, затем, по  сопоставлении  с  богом  соседних  Бузириса  и
Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра  и  супруга  последнего,
чему соответствовала и искусственная  иероглифическая  орфография  обоих
имен . Подобно Озирису, И. дочь неба (Нут) и земли (Кеба), олицетворение
долины, оплодотворяемой  Озирисом  -  Нилом.  Известен  миф  об  убиении
последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении  его
и воспитании ее сына Гора в болотах Дельты. Другой миф  представляет  ее
премудрейшей из людей, богов и духов  и  рассказывает,  как  ей  удалось
перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя (Pap.  Turin.
131). Как в древнеегипетской литературе (наприм. Pap. Ebers),  так  и  у
классиков (например, у Галена), И. приписывалось  изобретение  различных
медицинских  средств,  магических  формул  (отсюда  ее  эпитет  "великая
волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п. Культ ее из Буто,  потом
Мендеса и  Бузириса,  благодаря  илиопольской  богословской  системе,  в
которую она вошла, распространился  по  всему  Египту,  причем  особенно
привился в Мемфисе, Копте, где совершались  мистерии  (Pausan.  Х,  32),
Филе, где был оракул ее, действовавший еще в V веке по Р.  X.  Во  время
преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена  Египта,  с  И.
были сопоставлены женские божества других циклов и номов:  Гатор,  Баст,
Мут, Нейт. Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальние,
сопоставив с И. Астарту и  Димитру  и  др.  соответствующие  иностранный
женские  божества.  Но  скоро  сделан  был  последний  шаг  и  И.  стала
почитаться за пределами Египта под своим  именем.  В  Греции  она  имела
храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.;  в  Италию  культ  ее
проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время  империи,  в
эпоху   увлечения   восточными   религиями.   Безнравственность   культа
неоднократно вынуждала правительство на ограничение или даже совершенное
запрещение его, тем  не  менее  при  Домициане  он  сделался  не  только
дозволенным, но и поощряемым, так как император и многие  его  преемники
приняли сан жрецов богини. В честь ее даже беспрепятственно  совершалась
процессия "navigium Isidis"
   - начало навигации (Lactant. Inst. I, II). Впрочем, в это время культ
И. окончательно сделался  выразителем  пантеистических  идей  тогдашнего
общества, на что  указывают  сохранившиеся  гимны.  Посвящены  И.  были:
созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день  из  пяти  вставочных,  когда
праздновалось  ее  рождение.  Как   богиня   женского   плодородия,   И.
изображалась в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск. Этот же
головной убор не забывался, если богиня изображалась в виде женщины, при
чем иногда к нему присоединялся иероглиф  богини.  В  эпоху  синкретизма
нередко богиню изображали в роде азиатских женских божеств с грудями  по
всему телу. Сохранилась масса статуэток И. с младенцем Гором на руках.
   Б. Тураев.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz