Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Идеализм

, -ист (от греч. через лат. idealis) - имеет много различных,
но связанных между собою значений,  которые  могут  быть  расположены  в
последовательный ряд по мере углубления понятия. 1) В самом обыкновенном
и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой,  чем
следует,  оценке  лиц  и  жизненных  явлений,  т.   е.   к   идеализации
действительности; так  идеалистом  называют,  напр.,  человека,  который
верит в доброту и честность  всех  своих  ближних  и  старается  все  их
поступки  объяснять  достойными  или,   по   крайней   мере,   невинными
побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма. 2)  Далее
И. называется преобладание у кого-либо  общих  интересов  над  частными,
умственных и нравственных - над материальными. 3)  Сродный  с  этим,  но
более глубокий смысл получает И.,  когда  им  обозначается  сознательное
пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры  в
могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка.
Указанные  три  вида  принадлежат  к  И.  психологическому,  выражающему
известное   душевное   настроение    и    субъективное    отношение    в
действительности  практической.  Далее   следуют   различные   типы   И.
собственно   философского,   представляющего   некоторое   теоретическое
отношение ума к действительности, как мыслимой. 4) И. Платоновского  или
дуалистического  типа,  основанный  на  резком   противоположении   двух
областей  бытия:  мира  умосозерцаемых  идей,  как  вечных  и   истинных
сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия  текущего  неуловимого,
только кажущегося, лишенного внутренней силы  и  достоинства;  при  всей
призрачности  видимого  бытия,  оно  имеет,  однако,  в   этой   системе
самостоятельную  основу,  независимую  от  мира  идей,  именно  материю,
представляющую нечто среднее между бытием и  небытием.  5)  Этот  осадок
реализма  окончательно  уничтожается  в  И.  Берклеевского  типа;  здесь
единственною основою всего  признается  бытие  духовное,  представляемое
божеством с  одной  стороны  и  множеством  тварных  умов  -  с  другой;
действием  первого  на  последних  возникают  в  них   ряды   и   группы
представлений или идей (в  англо-французском  смысле  этого  слова;  см.
ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и  сложные  суть  то,
что называется телами или вещественными предметами; таким  образом  весь
физический мир существует только в идеях ума или умов,  а  материя  есть
только пустое  отвлечение,  которому  лишь  по  недоразумению  философов
приписывается самостоятельная реальность. Эти два  вида  И.  (Платона  и
Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на
известных  положениях  о  сущности  вещей,  а  не   на   критике   наших
познавательных способностей. С такою критикою связан 6) И. англ.  школы,
своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта  точка  зрения
отличается  от  Берклеевской  тем,  что  не  признает  никаких  духовных
субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических
явлений; все существующее сводится здесь к  рядам  ассоциированных  идей
или  состояний  сознания  без  особых  субъектов,  как  и  без  реальных
объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в
прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким  бы  то  ни  было
достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки  скептицизм
Юма,  Кант  предпринял   свою   критику   разума   и   основал   7)   И.
трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир  явлений,  кроме
зависимости своей от эмпирического материала  ощущений  определяется,  в
своем качестве познаваемого, внутренними  априорными  условиями  всякого
познания,  именно  формами  чувственности  (пространством  и  временем),
категориями рассудка  и  идеями  разума;  таким  образом,  все  предметы
доступны нам лишь  своею  идеальною  сущностью,  определяемою  функциями
нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа  явлений
лежит за пределами познания (мир  вещи  в  себе,  Ding  an  sich).  Этот
собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие
породило три новые  вида  трансцендентального  И.:  8)  субъективный  И.
Фихте, 9) объективный И. Шеллинга и 10) абсолютный  И  Гегеля.  Основное
различие  между  этими  четырьмя  видами  трансцендентального  И.  может
выясниться по отношению к главному вопросу о реальности  внешнего  мира.
По Канту,  этот  мир  не  только  существует,  но  и  обладает  полнотою
содержания,  которое,  однако,  по  необходимости   остается   для   нас
неведомым. У Фихте внешняя  реальность  превращается  в  бессознательную
границу, толкающую трансцендентальный  субъект,  или  я  к  постепенному
созиданию своего,  вполне  идеального,  мира.  У  Шеллинга  эта  внешняя
граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова  (Urgrund
и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни
объект, а тожество  обоих.  Наконец,  у  Гегеля  упраздняется  последний
остаток внешней  реальности,  и  всемирный  процесс,  вне  которого  нет
ничего,   понимается   как   безусловно    имманентное    диалектическое
самораскрытие  абсолютной  идеи.  Общее  суждение  о   философском   И.,
сказавшем  свое  последнее  слово  в  гегельянстве,  может  ограничиться
указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним
и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь  односторонне,  в
сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной  мысли,
а не на деле. Эта непреложная граница  философского  И.  есть,  впрочем,
граница самой философии, которая в гегелевской системе  напрасно  хотела
стать  на  место  всего.  Для  действительного  оправдания   И.   должно
обратиться к деятельному, практическому осуществлению  абсолютной  идеи,
т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.
   Владимир Соловьев.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz