Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Грамматика

- воображение или описание строения  известного  языка  во
всех (или только главнейших) его особенностях.  Таким  образом  Г.  дает
лишь одну половину знания языка - знакомство с принципами его  строения;
знание  же  лексического  (словесного)  запаса  получается  при   помощи
словаря. Изображение строения известного языка  может  преследовать:  1)
чисто практическую цель - научить родному или чужому языку, 2) научную -
представить точно и всесторонне строение языка. В первом случай мы имеем
практическую или школьную Г., заботящуюся не столько о точном  и  верном
объяснении особенностей языка, сколько о наглядности  и  легкости  почти
механического его усвоения; во втором - научную грамматику,  стремящуюся
установить  известную  законную  связь  между  всеми  (по   возможности)
типическими фактами описываемого языка и дать им объяснение, принимающее
во внимание все факторы, так или иначе влиявшие и влияющие  на  развитие
языка. Каждая  полная  научная  Г.  представляет  следующие  отделы:  1)
фонетику, или учение о звуковой системе  данного  языка,  заключающее  в
себе точное  описание  звуков  и  представление  их  взаимных  отношений
(переход  одних  звуков  в  другие,  чередование  их  друг   с   другом,
исчезновение одних звуков и развитие новых, слияние двух или  нескольких
звуков в один, перестановка и  т.  д.);  2)  морфологию,  или  учение  о
внешней форме языка, распадающееся на две части: а) словообразование (из
корней,  суффиксов  и  префиксов)  и  б)  словоизменение   или   флексия
(склонение, спряжение); 3) синтаксис  или  учение  о  сочетании  слов  в
предложении и о сочетании предложений между собою. С  большим  развитием
языкознания в научную  Г.  должен  будет  войти,  как  четвертый  отдел,
семасиология,  или  учение  о  значении  слова  и  его   изменениях.   В
современных научных Г. встречаются  большею  частью  только  первые  два
отдела: фонетика  и  морфология  (обыкновенно  -  одно  словоизменение):
синтаксис, в современной науке менее, чем эти два отдела, разработанный,
довольно  часто  отсутствует.  Школьная  Г.   фонетику   (урезанную   до
minimum'а) и словоизменение помещает в один общий отдел -  "этимологию".
Если Г. освещает факты языка сравнением их с более древними формами того
же самого языка, то она называется  историческою;  если  для  объяснения
привлекаются другие родственные (и даже  не  родственные)  языки,  то  -
сравнительною,   если   употреблен   и   тот   и    другой    метод    -
сравнительно-историческою.  Всеобщая  или   философская   Г.   стремится
дедуктивно,  из  самой  природы   человеческого   языка,   вывести   все
необходимое и возможное в нем. Подобные Г. были в большой моде  в  20  -
40-х гг. этого столетия,  но,  несмотря  на  всю  законность  их  целей,
преданы справедливому забвению), ибо исходили из весьма  незначительного
запаса фактического знания. Время для такой всеобщей Г. не пришло еще  и
теперь;  пока  научная  Г.  имеет  обыкновенно  строго  эмпирический   и
индуктивный характер. С  большим  развитием  языкознания  в  научную  Г.
должен будет войти, как четвертый  отдел,  семасиология,  или  учение  о
значении слова и его изменениях. В современных  научных  Г.  встречаются
большею  частью  только  первые  два  отдела:  фонетика   и   морфология
(обыкновенно - одно  словоизменение):  синтаксис,  в  современной  науке
менее, чем эти два отдела, разработанный, довольно часто отсутствует.
   С. Булич.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz