Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Гольдони

(Карло Goldoni) - известный итальянский  драматург,  род.  в
Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра,  он  уже
ребенком  знакомился  с   сценическими   представлениями.   Изучая,   по
приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана,
Менандра и вместе с тем усердно  посещал  театр,  водил  компанию  почти
исключительно  с  актерами  и  актрисами.  Уступая  его  просьбам,  отец
позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом  в  Павии  Г.
занимается  юридическими  науками,  но  гораздо  усерднее  знакомится  с
драматической литературой вообще и итальянской  в  частности,  причем  с
прискорбием  замечает  в  последней  отсутствие   чего-либо   достойного
внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой  области.
За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили  из  Павии,  после
чего  он  учился  некоторое  время  в  Удинэ,  а   затем   в   моденском
университете, где и окончил курс.  Вступил  в  адвокатское  сословие  (в
Венеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии -  что  наименее
соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно
   - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на  сцене,  но
без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя,
Г. вступил только комедией "Светский  человек"  (L'Uomo  di  Mondo),  за
которою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il  Fallimento),
"Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года  им  было  написано
для венецианской публики шестнадцать  трехактных  пьес.  В  1761  г.  Г.
навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться  в  Париже,  куда  его
вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два  года  он  написал
там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым  сам  автор
придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их;  тем
охотнее он посещал театр французской, где все более и  более  росло  его
восторженное   сочувствие   к   Мольеру.   Занятие   должности   учителя
итальянского  языка,  внезапная  потеря  одного  глаза,  приглашение  из
Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный  успех
написанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга"  (Le  Bourru
bienfaisant),  за  которою  последовала  еще  одна  французская,   менее
понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и
на родном языке - вот главные биографические факты  за  последнее  время
жизни Г., умершего в Париже в 1793 г.
   Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всего
больше комедий, из этих последних  одни  (напр.  "Патеда")  относятся  к
жанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной  жизни
и  так  ваз.  "комедии  характера"  (напр.  "Трактирщица",   Locandiera;
"Комический театр", Il  teatro  comico;  "Осажденный  богач",  Il  Ricco
insidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный  Брюзга"  и
мн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное  значение  Г.  в
итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в
Италии, давшей ему характеристический титул  своего  "protocomiсо"  (как
Греция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции,
такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном и
живописцем   натуры",   человеком,   "очистившим   итальянскую    сцену,
изобретающим фантазиею и  умеющим  писать  здравым  смыслом",  восхвалял
"чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ  нашли
себе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского
критика, "театр Г. похож на  большую,  людную  ярмарку,  где  встречаешь
людей всякого характера и всякого сословия,  то  первое  место  на  этой
ярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Г., его vis comica, не
обнаружилось так ярко и  широко,  как  в  его  так  наз.  "венецианских"
народных комедиях; тут сравнение с  ним  может  выдержать  разве  только
Плавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения.
   В литературном отношении  пьесы  Г.  приобретают  особенное  значение
рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по  следам
Мольера (Г. так  и  называют  итальянским  Мольером).  В  этом  создании
"комедии характера" и  заключается  реформа  Г.  в  области  итальянской
драматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз.  четыре
"маски",  которые  вследствие  своей  вековой  неподвижности,  приобрели
плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность  -  эти  "маски"  Г.
заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни.  Грубую,  большею
частью  импровизированную  арлекинаду  он  заменил  тонким  и  серьезным
"жанром", в котором главное - изображение действующих  лиц,  их  смешных
сторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедии
Г. недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности  в  изображении  и
особенно в языке; его современник и  враг,  известный  драматург  Гоцци,
прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту  правду,
которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо,
вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью
и утонченностью". Но такие  обвинения,  неосновательные  сами  по  себе,
теряют всякий смысл,  когда  применяются  к  писателю  чисто  народному:
притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Г. весьма
незначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом для
биографии  Г.  и  истории  его  литературной  деятельности  служат   его
"Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г.  под  загл.  :
"Memoires de М. Goldoni, pour servir a l'histoire de sa vie et  a  celle
de son theatre", а год спустя им же переведенные  на  итальянский  язык.
Ср. Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di  Carlo  Goldoni"
(Мил., 1827); Luigi Carer,  "Saggi  sulla  vita  e  le  opere  di  Carlo
Goldoni" (Венеция, 1825); Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro  comico
italiano  e  del  suo  Restavratore  Carlo  Goldoni"  (Бассано,   1794);
Molmenti, "C. Goldoni" (1875). Подр. разбор  некот.  комедий  Г.  см.  в
"Geschichte des Drama's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статью
о нем - в сочинении Simonde de Sismondi, "De la litterature du  midi  de
l'Europe".
На русс. язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и
"Трактирщица"  (старинный  перевод   кн.   Шаховского,   под   заглавием
"Мирандолина").
   П. Вейнберг.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz