Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Гобелены

(Gobelins)  -  тканые  ковры  ручной  работы,  на   которых
разноцветною шерстью и отчасти шелком воспроизведены картины  и  нарочно
приготовленные картоны более или менее известных художников. Эти изящные
изделия, служащие для украшения  стен  и  иногда  для  обивки  роскошной
мягкой мебели, ведут свое начало от коврово-ткацкого мастерства  Средних
веков и эпохи Возрождения, процветавшего сперва в  Аррасе,  во  Фландрии
(appaccкие  ковры,  аррацци),  производившегося  потом,   в   XVI   ст.,
преимущественно в Брюсселе и, наконец, доведенного  до  высокой  степени
совершенства во Франции. Свое название Г.  получили  от  семейства,  имя
которого перешло к принадлежавшей ему фабрике в местности, где она  была
устроена, и к ее изделиям.  Родоначальник  этого  семейства,  красильщик
Жилль Гоббелен, прибыв, в царствование  франц.  короля  Франциска  I  из
Реймса в Париж, основал неподалеку  от  этого  города,  на  ручье  Бьевр
(Biеvre), красильню для шерсти. Его  наследники  в  XVI  ст.  продолжали
содержать это заведение и прибавили в нему ковровую ткацкую в роде  тех,
какими славилась тогда Фландрия.  По  представлению  великого  Кольбера,
Людовик XIV купил красильню и ткацкую  в  казну,  наделил  их  статутом,
богатыми материальными  средствами  и  новым  зданием  и  создал,  таким
образом, "Королевскую гобеленовскую мануфактуру", произведения  которой,
вследствие своей  дороговизны,  шли  почти  исключительно  на  убранство
королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких  случаях  поступали  в
продажу.  Несмотря  на   значительность   расходов,   требовавшихся   на
содержание мануфактуры  и  не  вознаграждавшихся  никаким  доходом,  она

 
продолжала существовать при всех сменявшихся с  тех  пор  правительствах
Франции  и  существует  до  настоящего   времени,   как   художественное
учреждение, составляющее гордость этой страны. В механическом отношении,
техника гобеленовского производства очень проста, но требует от  мастера
много терпения, опытности в художественных познаний: хорошим  ткачом  Г.
может  быть  только  образованный  артист,  в  своем   роде   живописец,
отличающийся от настоящего только тем, что средства  его  состоят  не  в
полотне, палитре с красками и кистях, а в  нитяной  основе,  шпульках  с

 
разноцветною  шерстью  и  искусных  пальцах;  так  как  ему   приходится
воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками,  и
притом  почти  всегда  оригиналы  первоклассные,  то  для  того,   чтобы
копировать их с достаточною точностью, он должен быть сведущ в  рисунке,
колорите и светотени не  меньше  настоящего  живописца,  а  сверх  того,
обладать еще и полным знанием  своих  специальных  средств.  По  способу
исполнения, Г. бывают двоякого рода: одни ткутся на  станке,  в  котором
основа натянута в отвесном положении; это  более  дорогой,  трудный,  но
вместе с тем  и  совершеннейший  сорт  ковров,  называемый  haute-lisse;
другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное  положение,
чрез  что  труд  работающего  значительно  облегчается,  носят  название
basse-lisse. Парижская национальная мануфактура  с  1826  г.  занимается
изготовлением исключительно ковров первого рода.  По  переводе  контуров
оригинала, при помощи кальки и угля, на основу, ткач  ковра  haute-lisse
помещается с задней стороны  своего  будущего  произведения  и  начинает
работать  маленькими  шпульками,  на  которые   намотана   шерсть   всех
разнообразных цветов и оттенков,  встречающихся  в  колорите  оригинала.
Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета чрез основу и опутывая  ею
последнюю, он повторяет  эту  операцию  потребное  число  раз,  а  затем
бросает прежнюю шпульку  и  принимается  за  другую  с  шерстью  другого
нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой  шпульке,  когда  потребуется
снова. Работа идет медленно, на маленьком пространстве, при чем  мастеру
приходится то и дело поворачиваться назад, дабы справляться с помещенным
позади него оригиналом, или вставать с своего места, чтобы взглянуть  на
результат  работы,  получившийся  с  лицевой  стороны  основы.   Опытный
гобеленщик может исполнить, средним числом, не более 28 кв. см. в  день,
или 4/5 кв. метра в год (если  считать  в  году  300  рабочих  дней),  и
правительство за одно лишь тканье каждого вв. метра платит 2000
   - 2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр.
То обстоятельство, что один мастер может работать только  над  небольшим
кусочком ковра, позволяет нескольким лицам,  иногда  5  -  6  человекам,
участвовать в исполнении одного и того же Г. одновременно. Гобеленовская
мануфактура сама приготовляет для себя художников  и  содержит  для  них
особое училище, в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование  и
живопись. В 1826 г. к ней присоединена  фбр.  тканых  ковров  Савоннери,
основанная в 1604 г.  и  получившая  свое  название  от  помещения,  где
некогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально  занимается
выделыванием  так  назыв.  бархатных  ковров  для  пола  и  для  мебели.
Фабрикация  ковров  basse-lisse,  по  прекращении  ее  в   гобеленовской
мануфактуре, производится теперь  во  Франции  исключительно  в  Бове  и
Обюссоне.  См.  Lacordaire,  "Notice  historique  sur  les  manifactures
imp
еriales de tapisserie des Gobelins et  de  tapis  de  la  Savonnerie"
(
Пар., 1868) и E. Muntz, "La Tapisserie" (один из томов "Bibliotheque de
l'enseignement des beauxarts").
  
А. C-в.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz