Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Гейне

(Генрих Heine) - великий нем. поэт, по происхождению еврей, сын
купца Самсона Гейне, род. 13 декабря 1798 г. в  Дюссельдорфе  на  Рейне.
Значительное  влияние  на  его  умственное  и  нравственное  (но  не  на
поэтическое)  развитие  имела  его  мать,  женщина  очень  образованная,
восторженная последовательница Ж. Ж.  Руссо  и  всех  рационалистических
учений XVIII в.; разработкою же своих поэтических задатков и  склонности
к умственной работе ребенок Г. был главным образом обязан своему дяде по
матери, Симону Гельдерну, страстному библиоману, который  предоставил  в
полное распоряжение племянника свою богатую библиотеку, а фантастической

 
романтической обстановкою своего домашнего быта сильно действовал на его
воображение. Когда Г. вступил в  дюссельдорфский  лицей,  в  нем  начали
развиваться, несмотря  на  ранний  возраст,  семена  скептицизма  -  под
влиянием  лекций  по  философии  Шалмейера,  господства  в  ту  пору   в
Дюссельдорфе скептического духа XVIII века и религиозного индиферентизма
родителей поэта. Очень важное место в истории его  умственного  развития
должно быть отведено и французскому, вследствие господства Наполеона над
Германией, влиянию, "тесному общению с подвижными и  смелыми  элементами
франц. национальности". Также  рано  начал  обнаруживаться  нравственный
строй Г. - его замкнутость, углубление в себя, естественная и умышленная
двойственность,  выражавшаяся  чрезвычайною  мягкостью  дущи,  с   одной
стороны, и совершенно противоположными свойствами, с другой; к  этой  же
поре относится и начало  целого  ряда  его  любовных  увлечений,  важных
потому,  что  они  нашли  себе  высоко-поэтическое   отражение   в   его
писательской деятельности. По выходе Гейне из лицея, отец поместил его в
одну из франкфуртских банкирских контор, для изучения вексельного  дела,
а затем приказчиком  в  бакалейный  склад.  Понятно,  что  будущий  поэт
отнесся к этим занятиям с крайней антипатией и через  два  месяца  бежал
домой; но отец тотчас же препроводил его, с теми же торговыми целями,  в
Гамбург, к дяде Генриха, Соломону  Гейне,  тамошнему  финансовому  тузу;
благодаря  его  содействию,  Генрих   завел   комиссионерскую   контору,
просуществовавшую  недолго.  Первым  стимулом  поэтической  деятельности
послужила для Г. несчастная  любовь  к  кузине  Амалии,  отразившаяся  в
первом сборнике его произведений: "Traumbilder". Убедившись в отвращении
юноши к торговой профессии, родители  решили  отдать  его  в  унив.,  по
юридическому факультету, и благодаря поддержке Соломона Гейне, он в 1819
г. очутился  в  Бонне,  где  в  ту  пору  профессорами  были  Макельдей,
Миттермайер, Август Шлегель. Мало занимаясь юридическими науками, Г. тем
сочувственнее  относился  к  лекциям  истории,  истории   литературы   и
эстетики, и особенно любил и уважал Августа Шлегеля. Шлегель  в  сильной
степени развил в нем и без того не  чуждый  ему  романтизм,  уяснил  ему
значение  Шекспира,  ближе  познакомил  его  с   Байроном.   Под   этими
впечатлениями создалось тогда у  Г.  много  чисто-лирических  "песен"  и
начата трагедии "Альманзор". Пробыв в  боннском  унив.  менее  года,  он
перешел  в  геттингенский,  где,  за  весьма   немногими   исключениями,
господствовал бездушный  педантизм,  давили  богатую  пищу  сатирической
наблюдательности Г. и  его  пессимистическому  настроению.  Четырнадцать
месяцев спустя, он переселился в Берлин (1821).  Пребывание  в  Берлине,
несмотря на усиливавшуюся тогда политическую реакцию, очень  благотворно
повлияло на  него,  благодаря  близким  сношениям  с  интеллигентными  и
литературными кружками (Рахили  Варнгаген  фон-Энзе,  где  господствовал
культ Гете, и баронессы Гогенгаузен, где преклонялись перед Байроном)  и
берлинскому университету, во главе светил которого (Ганс,  Бопп,  Вольф)
стоял Гегель. Сделавшись  тотчас  же  горячим  гегельянцем,  энергически
участвуя в либеральном "Обществе культуры и науки еврейства", и в то  же
самое время подрывая свое  здоровье  чувственными  наслаждениями,  Гейне
вместе с тем постепенно выступал и на литературное поприще. В конце 1821
г. появились в печати отдельной книгой прежде помещенные в  журналах,  с
добавлением  новых,  стихотворения,  в   которых   автор   заявил   себя
романтиком, певцом  любви  и  поэтом  в  народном  духе.  Они  встретили
восторженный прием в публике и  печати.  За  ними,  в  начале  1823  г.,
последовали трагедии "Альманзор" и "Ратклиф", и сборник  чистолирических
стихотворений  "Lyrisches  Intermezzo",  закрепивших  его   славу.   Ему
приходилось, однако, не мало терпеть от клеветы и инсинуаций, за  смелое
отношение к многим традиционным вопросам религии,  морали  и  нравов  (в
"Альманзор"). Это тяжело отзывалось и на его материальном положении, так
как недоброжелатели выставляли его в дурном свете пред дядею  Соломоном,
на счет которого он жил тогда. Ко  всему  этому  присоединилась  сильная
нервная болезнь. В  тяжелом  настроении  уехал  он,  для  окончательного
приготовления к выпускному экзамену и сдачи его, снова в ненавистный ему
Геттинген (1824). Осенью этого года он  совершил  по  Гарцу  и  Тюрингии
путешествие,  плодом  которого  была  первая  часть   "Путевых   Картин"
(Reisebilder). Весною 1825 г. он  получил  степень  доктора  юридических
наук; за месяц до этого он перешел в лютеранство. После кратковременного
пребывания в Нордернее, давшего  поэту  богатый  материал  для  будущего
цикла стихотворений: "Северное море", он переехал  в  Гамбург,  где  его
ждал целый ряд неприятностей от людей противодействовавших его стараниям
добыть себе возможно большее обеспечение от богатого  дяди;  и  сам  он,
впрочем, действовал во многих случаях не совсем безупречно. Тогда же  он
выпустил в  свет  1-й  том  "Путевых  Картин"  ("Путешествие  на  Гарц",
"Возвращение на родину", "Северное море" и несколько мелких стихотвор.),
имевший громадный успех, но подвергнувшийся запрещению в  Геттингене,  а
потом и во многих других городах Германии. Еще более сильное действие во
всех лагерях произвел вышедший скоро после того  2  т.  "Пут.  Карт.  ",
восторженно встреченный публикой  и  частью  критики,  и  запрещенный  в
Ганновере,  Пруссии,   Австрии,   Мекленбурге   и   большинство   мелких
государств, при чем  и  лично  против  автора,  по-видимому,  готовились
принять такие меры, что Г. счел благоразумным уехать на время в  Лондон.
По возвращении оттуда он прожил несколько времени снова в Гамбурге,  где
выпустил, под общим заглавием "Книги Песен", полное собрание  написанных
и  напечатанных   им   до   того   времени   стихотворений.   Вследствие
стеснительных денежных обстоятельств, а  также  желая  испробовать  свои
силы в качестве писателя  политического,  Г.  принял  предложение  Котты
редактировать в Мюнхене газету "Politische Annalen" и  переехал  туда  в
конце 1827 г. Редакторство его  продолжалось  всего  полгода,  обнаружив
непригодность его для такого дела, и  он  отправился  путешествовать  по
Италии, по возвращении откуда в Берлин выпустил в свет 3 т. "Пут. Карт."
("Путешествие от Мюнхена до Генуи" и "Луккские воды"), который тотчас же
был запрещен в Пруссии. В видах личной безопасности Г. уехал из Берлина,
поселился  на  время  в  Гамбурге,  для  поправления  здоровья  ездил  в
Гельголанд, и  здесь  получил  глубоко  взволновавшее  его  известие  об
июльской  революции  1830  г.  Сопоставление  надежд,   вызванных   этим
событием, с современною немецкого действительностью послужило  для  него
поводом к выпуску "Дополнения к Путевым Картинам" и очень резкой  статьи
"Кальдорт о Дворянстве" и усилило  давнишнее  желание  его  переехать  в
Париж. Сюда прибыл он в мае 1831 г. и  принялся  за  корреспонденции  из
Парижа в "Allgemeine Zeitung". Они создали ему очень странное  положение
относительно различных политических  партий:  лишенный  необходимых  для
истинного публициста свойств, он беспрестанно давал повод обвинять его в
шаткости политических убеждений. По  настоянию  австрийской  дипломатии,
Котта  прекратил  печатание  корреспонд.,  но  Г.  издал   все.   прежде
напечатанное, отдельной книгой: "Французские  Дела",  снабдив  ее  таким
резким предисловием, которое навсегда уничтожило  для  него  возможность
возвращения в  отечество.  За  этим  последовали  работы  в  ином  роде,
писавшиеся пофранцузски для парижских журналов  и  затем  переводившиеся
автором на немецкий язык: "Романтическая Школа", "К  истории  религии  и
философии  в  Германии",  "О  Германии"  и  др.;  производительность  же
поэтическая оскудевала и почти единственным плодом ее за этот период был
сборник  цинично   чувственных   стихотворений:   "Парижские   Женщины".
Усилившееся гонение "Молодой Германии", избравшей своими вождями Берне и
Гейне, тяжело  обрушилось  на  последнего  в  отношении  материальном  и
нравственном.  Нужда,  которую  он  испытывал,  увеличилась  еще  больше
благодаря его связи,  а  потом  и  браку  с  Евгенией  Мира  (Матильда),
женщиною  очень  бестолковою;  заметно  ухудшилось  и  здоровье   поэта,
появились зловещие нервные припадки.  Под  влиянием  этих  обстоятельств
написаны  им  книга  "О  Берне"  -  весьма  неблаговидный  в   некоторых
отношениях памфлет;  поэма.  "Атта  Тролль"  (1842),  резко  осмеивавшая
односторонние крайности тогдашней немецкой политической  поэзии;  "Новые
Стихотворения" (1844), запечатленные уже мрачным  пессимизмом,  и  поэма
"Зимняя  Сказка",  в  которой  с  беспощадным,  часто  даже   циническим
остроумием  заклеймена   господствовавшая   тогда   в   Германии   смесь
средневекового феодального порядка и  "квасного"  патриотизма.  Понятно,
что она была подвергнута строгому запрещению во  всех  городах  Пруссии,
причем начальству всех пограничных городов  было  предписано  арестовать
автора, где бы он ни появился. Жестоким ударом для Г. явилось и то,  что
умерший дядя его Соломон завещал ему всего 8 тыс.  фр.,  а  единственный
наследник старика,  Карл,  отказался  выплачивать,  ту  пенсию,  которую
покойный словесно обязался выдавать поэту во все продолжение его  жизни,

 
а жене его - в половинном размере после  его  смерти,  но  о  которой  в
завещании не было упомянуто. Это столкновение хотя и окончилось тем, что
Карл  согласился  выплачивать  пенсию,  получив  от   поэта   письменное
обязательство за себя и своих наследников никогда не выпускать в  печать
ни одной строки, оскорбительной для семейства Г., но оказало на здоровье
поэта самое пагубное действие, открыв собою последний и страшный  период
его жизни. Старая болезнь пошла вперед исполинскими шагами; в  мае  1848
г., он, полуслепой,  полухромой,  в  последний  раз  вышел  из  дому  на
прогулку, и с тех пор уже до самой смерти остался  прикованным  к  своей
"матрацной могиле", как называл он те 12  матрацев,  на  которых  лежал.
Ужасные страдания, не мешали ему  однако,  сохранить  удивительную  мощь
духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких
прозаических  произведениях  ("Боги  в  изгнании",   "Стихийные   духи",
"Признания" и др.), а главное  -  в  стихотворениях,  составивших  циклы
"Романсеро", "Лазарь" и "Последние  стихотворения",  которые  сам  автор
назвал "Жалобою, выходящею как бы из гроба". Пессимизм и отчаяние  дошли
здесь до последнего предела. К этому же времени  относится  и  окончание
его "Мемуаров", из которых была напечатана, после смерти  вдовы,  только
часть, ничтожная в количественном и не особенно  важная  в  качественном
отношении. Окруженный попечениями жены,  согретый  незадолго  до  смерти
внезапно вспыхнувшею  в  нем  любовью  к  Камилле  Сельден,  которую  он
обессмертил в нескольких стихотворениях под именем  "мушки",  продолжая,
вместе  с  тем,  испытывать  невыносимые  физические   страдания,   поэт
мучительно доживал последние дни. Еще 13 февраля 1856 г. он писал  шесть
часов сряду (свои  мемуары);  16-го,  после  обеда,  сказал:  "бумаги  и
карандаш", но то были последние слова его; началась мучительная  агония,
и 17 февр. Г. не стало.  Он  похоронен  на  Монмартрском  кладбище;  над
могилою жена его поставила памятник. на плите  которого  вырезаны  всего
два слова: "Henri Heine". Как  человек,  Г.  и  по  своей  натуре,  и  в
качестве типичнейшего  представителя  одного  из  главных  течений  того
времени (байроновского), представляется существом, в котором соединялись
самые вопиющие противоположности: с  высоким  нравственным  достоинством
совмещалось много суетного и мелочного.  В  общему  однако,  Г.  остался
непоколебимо до конца жизни благородным  человеком  и  гражданином.  Что
касается до  Г.,  как  писателя,  то  центр  тяжести  его  деятельности,
конечно, в поэзии; но и значение его, как публициста и  критика,  отнюдь
не может быть признано маловажным.  Правда,  органические  свойства  его
натуры, как человека, а главное -  как.  поэта,  мешали  ему  в  статьях
политических  быть  последовательным  в  частных,  касавшихся  того  или
другого отдельного вопроса, взглядах и мнениях; но в основных воззрениях
своих он оставался всегда неизменным, и сущность этих воззрений  выразил
как нельзя лучше он сам, когда назвал себя "храбрым солдатом в войне  за
освобождение человечества". Как критик литературный, Г. стоит  еще  выше
Г. публициста; под блестящею легкою формою, иногда  переходящею  даже  в
некоторого  рода  фривольность,  под  смесью   научной   серьезности   в
фельетонной шутливости, во всех критических, философских и т. п. статьях
Гейне столько глубокого понимания явлений, столько чутья, сколько мог бы
пожелать  себе  любой  из  ученых  историков   литературы.   Поэтическая
деятельность  Г.  важна   с   двух   сторон:   историко-литературной   и
чистохудожественной. Выросши и  развившись  под  влиянием  романтическое
школы, выступив на сцену в пору "бабьего лета" романтизма (по  выражению
Готшаля) и наложив на свои первые произведения несомненную печать  этого
направления, Г., однако, на первых  же  порах  проявил  и  свое  полное.
отличие  от  романтиков.  В  то  время  как  они   совсем   уходили   из
действительной жизни в  созданный  ими  фантастический  мир,  Г.  только
убаюкивал себя им, "точно пел колыбельную  песню  своим  страданиям".  В
противоположность романтической поэзии, которая,  особенно  в  последние
годы, состояла из двух элементов: рыцарства и монашества, Г. внес в свою
поэзию единственный элемент - человечество. Отсюда до открытой борьбы  с
романтизмом, с болезненными стремлениями его был всего один шаг -  и  Г.
скоро сделал его, пойдя затем  быстро  и  победоносно  по  новому  пути.
Первые серьезные  произведения  Г.  знаменуют  собой  падение  немецкого
романтизма и начало эры новой немецкой поэзии. Взятая сама по себе,  без
отношения   к   современным   литературным   направлениям,   поэзия   Г.
представляется нам с резко двойственным характером.  Одну  категорию  ее
составляют стихотворения, делающие Г. одним им величайших  лириков  всех
времен и народов - произведения чистого искусства, те "жемчужины лирики,
которые в своей чистоте и своей хрустальной шлифовке  составляют  вечное
украшение его поэтического венца и принадлежат к  лирическим  сокровищам
немецкой  национальной  литературы";  это  -   песни,   перерабатывающие
народные  мотивы,  песни  любви   в   их   бесконечном   и   обаятельном
разнообразии, при видимом однообразии основного мотива, а  также  чудные
звуки, вызываемые у поэта природою и особенно морем, полеты фантазии его
в поразительной шири и грандиозности. Но на ряду с этими произведениями,
где все - эфир, чистый аромат, волшебная грёза, идут продукты отрицания,
"мировой  скорби",   получающей   у   Г.   совершенно   самостоятельный,
индивидуальный характер и почти  с  хронологическою  последовательностью
проходящей чрез три фазиса. Тут сперва ирония или, вернее, юмор, который
сам  Г.  характеризует  как  "смеющиеся  слезы",  как   то,   без   чего
"колоссальные скорби и страдания  были  бы  невыносимы",  и  орудие  его
"прекрасный звонкий  смех")  поражающий  других  и  дающий  своего  рода
отраду, хотя и мучительную, тому, кто может так смеяться.  Под  влиянием
современной действительности совершается переход этого  юмора  в  жгучую
сатиру, на которую Г. смотрел как на своего  рода  историческую  миссию,
придавая карающей силе поэзии великое значение. Самое  яркое  проявление
ее  мы  находим  в  поэме  "Зимняя   сказка".   И   наконец   -   апогей
пессимистического отношения к  жизни,  когда  выступает  во  всей  своей
наготе  полное,  беспредельное,  доходящее  иногда  даже   до   цинизма,
отрицание всего, когда из сердца поэта вылетает один за другим звуки,  в
которых  "все  желчь,  горькая  желчь  в  красиво  шлифованных  сосудах,
предсмертные проклятия  умирающих,  язвительный  хохот  духов  тьмы  над
жалким миром, обреченным на смерть,  зараженным  внутренним  гниением  и
ложью...". Но сквозь все, написанное Г., проходить  красною  нитью  одна
главная, основная идея - человечества, гуманности  в  самом  обширном  и
благородном значении этого слова. Эпитеты "рыцаря духа", который он  сам
придал себе в своей "Горной Идиллии", и "лихого барабанщика",  каким  он
назвал себя в "Доктрине", как нельзя лучше характеризуют его поэтическую
деятельность  во  всей  ее  совокупности,  точно   также,   как   вполне
применяются к ней и другие слова его: "Я право не знаю, заслужил  ли  я,
чтобы после моей смерти мой гроб украсили лавровым венком.  Но  на  этот
гроб вы должны положить меч, потому что я был храбрый солдат в войне  за
освобождение человечества". Полное собрание сочинений  Г.  издано  в  16
раз,  в  1861  г.,  Штродтманом;  в  1869  г.  он  же  издал  посмертные
произведения поэта: "Letzte Gedichte nna Gedanken".  За  Штродтмановским
изданием последовало несколько других, не прибавивших однако  к  первому
ничего существенного. Недавно появилась часть его "Мемуаров". На русском
языке, кроме небольших сборников  стихотворений  в  перевода  Михайлова,
Костомарова, Мейснера, Шкаффа  и  Вейнберга,  имеется  более  или  менее
полное изд. Г. под ред. П. Вейнберга и В. Чуйко (с биогр. очерком,  нап.
последним). Ср. биографию Гейне П. И. Вейнберга, изд. Павленкова (1892).
Лучшие  иностранные  биографии  Г.  :  "Н.  Heine's  Leben  und   Werke"
Штродтмана  и  "Heinrich  Heine"  Прёльсасм.   также   "Воспоминания"
Мейснера, книжку Камиллы Сельден: "Les derniers jours de Heine",  статьи
Гюфера в "Deutsche Rundschau".
  
П. Вейнберг.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz