Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Дмитревский

(Иван  Афанасьевич)  -  знаменитейший  русский
актер,  родился  28  февраля  1734  года  в  Ярославле,  сын  протоиерея
Дьяконова-Нарыкова. Учился в ярославской  семинарии,  затем  у  пастора,
жившего  в  Ярославле.  Будучи  земляком  Ф.  Г.  Волкова,  Д.  сделался
участником его представлений, исполняя преимущественно женские  роли,  и
вместе с труппой Волкова прибыл  в  Петербург.  Впервые  Д.  исполнял  в
Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова  "Хорев",  причем  сама
императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же  назвала  Дьяконова
Дмитревским, по сходству его с польским  графом  Дмитревским,  состоящим
тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии  Д.  перешел  на  мужские
роли и после смерти Волкова  (1763)  занял  первое  место  в  придворной
труппе, а в 1765  г.  был  послан  для  усовершенствования  за  границу.
Исполнение им, по возвращении,  роли  Синава  было  истинным  торжеством
артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с  целью  навербовать
французских актеров для петербургского придворного  театра.  Симпатичная
мысль Волкова - устроить театр публичный, для всех классов доступный
   - долго не имела успеха, и только благодаря  энергии  Д.  был  создан
"вольный  российский  театр"  (на  Царицыном   лугу)   Карла   Книппера.
Заведывание вновь учрежденным в СП б. театральным училищем (1779)  также
было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и  действованию".
Одно время Д. преподавал географию, историю  и  словесность  в  Смольном
монастыре.  Помимо  звания  "первого  актера",  он  нес  и  режиссерские
обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний
раз играл в 1812 г., 30  августа,  в  патриотической  пьесе  Висковатого
"Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого  старика,  от
волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и умер в СП б.  27
окт. 1821  г.  (похоронен  на  Волковом  кладбище).  Д.  имел  репутацию
высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и
в литературных кружках пользовался всеобщим  уважением.  К  его  советам
обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко  исправлявший
свои  трагедии.  С  ним  советовались  и  Княжнин,   и   Фонвизин   (при
окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов,  явившийся  к  Д.  с
одним из своих юношеских трудов.  Многие  имена  учеников  и  учениц  Д.
славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров,  Воробьев,
Каратыгина, Сандунова, Семенова,  Яковлева  и  др.  Он  был  поклонником
господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.
   Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с  Сумароковым  и
Волковым, Д. был одною из главных сил  драматической  литературы  первых
лет нашей  сцены,  для  которой  поставлял  большею  частью  переводы  и
переделки с франц., иногда  с  итал.  яз.  Он  написал  массу  трагедий,
комедий и комических опер: "Антигона"  (музык.  драма,  с  итал.  СП  б.
1772), "Честный преступник" (ком. с фр. id.),  "Беверлей"  (трагедия,  с
фр., СП б. 1773 и М.  1787),  "Армида"  (опера,  с  ит.,  СП  б.  1774),
"Раздумчивый" (ком., с фр., СП б. 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит.,
СП б.  1792),  "Редкая  вещь"  (опера,  с  итал.  id.)  и  мн.  др.,  не
сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона  "Четыре  времени
года" (М. 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СП б.
1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" Сумарокова стихи  и  участвовал  в
переводе Анахарсиса, изд. академиею (1804 - 09). Около  20  лет  Д.,  по
поручению российской акд., трудился над "Историей русского  театра",  но
рукопись его сгорела во время пожара  в  академии.  Д.  возобновил  свой
труд, но он остался не напечатанным. Актер Иван Носов,  при  составлении
своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист.  и  др.  росс.  при
моек. унив., М. 1883), пользовался оригиналом "Историй русского  театра"
Д., хотя не указывает, где его видел. в. Кони в своей  статье:  "Русский
театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил  несколько
фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, писанных рукою  Д.
и найденных им в бумагах актера Яковлева,  друга  Д.  Академиком  М.  И.
Сухомлиновым (см. Его "Исследования и статьи  по  русской  литературе  и
просвещению", т. II, СП б. 1889)  доказано,  что  немецкое  "Известие  о
некоторых русских писателях 1768 г. (напеч. в  "Материалах  для  истории
русской литературы" П. А. Ефремова, СП б. 1867) вышло из-под пера Д. Ср.
"Известие о  жизни  Д.  "  (СП  б.  1822);  9.  Кони,  "Биография  Д.  "
("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин";
предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст.  Сиротинина  в  "Артисте"
(1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева"  (изд.  "Русского  Архива",
1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. 111); биография Д.  для
народа (СП б. 1884,  изд.  "Мирского  Вестника");  И.  Ф.  Горбунова,  в
"Русском Вестнике" (1892).
   Ум.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz