Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Ангел

(греч. слово,  означающее-посланник,  вестник)-употребляется  в
Библии в многоразличных значениях: по отношению  к  Сыну  Божию,  Иисусу
Христу,  и  по  отношению  к  людям-пророкам,  священникам  и  епископам
церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы,  когда
они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном  и  тесном  смысле
это слово в Библии обозначает личные, духовные существа,  совершеннейшие
человека и сотворенные Богом,  которые  возвещают  людям  волю  Божию  и
исполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается при
служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам  и
праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту,
и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви:  возвещают  и
славят  рождение  Спасителя,  служат  Ему  после  искушения  в  пустыне,
возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам,  имеют  быть

 
участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель,
о них пишут в  своих  писаниях  апостолы.  См.  Верховского,  "Библейск.
Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г.
   Церковь приняла ветхозаветные  понятия  об  А,  особенно  развития  в
книгах времен плена Вавилонского и преимущественно  пророческих,  и  при
свете новозаветных писаний выработала такое учение об А.  Они  существа,
сотворенные  Богом  прежде  творения  видимого  мира;  они   духовны   и
бестелесны,  или,  может  быть,  имеют  некое  эфирное  тело;  если  они
принимают видимый образ - это только случайная форма,  а  не  постоянное
бытие. Для А. не существует наших пространственных условий,  но  они  не
вездесущи. Они более совершенны, чем даже  первозданный  человек,  но  в
совершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину  разумения,  не
всеведущи;  не  смотря  на  чистоту  и  святость,   могут   подвергаться
искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять  в
добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они  предстоят  перед
лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и  наслаждаются
блаженством.  А.  неисчислимое  множество;  в  этом  несметном  воинстве
небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На  основать
Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три  иерархии,
с подразделением каждой из них на три лика. Высшая  Иерархия:  Серафимы,
Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы,  Власти.  Низшая
иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая  классификация  полнее  всего
изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении  "Небесная  иерархия".  Какое
значение   степеней   ангельских   Иерархий   неизвестно.    Но    собор
Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по  природе
и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям  известны
имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил -  (муж  божий),  Рафаил  -
(помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь  и  свет  божий),  Салафиил  -
(молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия). Вероятно,  чтобы  дополнить
семеричное число, сюда  же  причисляются  имена  А.,  не  упоминаемых  в
Библии: Иегудиил - (хвала божия) и  Варахиил  -  (благословение  божие).
Церковное учение  об  А.  см.  Макарий,  митр.  Москов.,  "Догматическое
Богословие"  и  Филарет,  архиепископ   Черниг.,   "Правосл.   догматич.
богословие" (1882, 151-182 стр.).
   Учение об А. не было предметом особых споров и специальной  обработки
в древней  церкви,  как  другие  догматы.  Впрочем  на  мало  рассуждали
относительно двух пунктов, именно: о времени  сотворения  А.  и  о  том,
считать ли их чуждыми всякой телесности или  признать  имеющими  эфирное
тело. Почитание А.  было  в  практике  церковной  с  раннего  времени  и
окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787
г.). Церковь западная приняла  это  учение  и  ввела  в  свою  практику.
Западные богословы схоластики потратили не  мало  труда  над  обработкою
учения об  А.  и  написали  не  мало  трактатов  с  самыми  неожиданными
вопросами  и  затейливыми  ответами.  Таков  напр.  специальный  трактат
Суареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных  тонкостей
можно найти  и  у  наших  ученых  Могилянской  академии.  Протестантская
догматика  отрицает  почитание  А.,  но  принимает  учение  о  них,   за
исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению
ученье   об   А.,   отчасти   с   общей   философской    точки    зрения
(натуралистической  или  пантеистической),  а   отчасти   на   основании
библейского текста. Действительно  в  Пятикнижии,  и  отчасти  в  других
книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности.
Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший  А.
называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то
сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.;  Чис.  XX,
16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят  в
учении об А. остаток прежней языческой космогонии  евреев.  Но  если  бы
было так, возражают последние, учение с  течением  времени  должно  было
теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об
А. в Библии с течением  времени  все  более  уясняется  и  определяется.
Другие, обращая внимание на то, что библейское  учение  об  А.  в  более
определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают
его не  коренным  еврейским,  а  заимствованным  у  иноплеменников.  Но,
принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до  плена  Вавилонского,
на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский  плен  и
знакомство с  верованиями  вавилонян  могли  иметь  и,  вероятно,  имели
некоторое значение в раскрытии библейского учения  об  А.,  но  значение
только  внешнее.  Они  возбуждали  к  частному  раскрытию  этого  учения
параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии
зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших  уже
понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,
нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие
места, говорящие об А., как личностях  самостоятельных  и  отдельных  от
Иеговы. Так, в  рассказе  о  видении  Иаковом  лестницы  А.  восходят  и
нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам  Иегова  (Быт.  XXVIII,  12,
13).  Тис.  Навину  явился  вождь  сил  Иеговы,   а   А.   впоследствии,
обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд,  по  которому  А.
ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих  Божие
могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы  в  мире,  словом
личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических  книгах
Библии выражается  иногда  олицетворение  явлений  природы,  как  орудий
божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от
таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления  природы,
духовные существа, а  не  физические  силы.  Некоторая  неопределенность
библейского  учения  об  А.  объясняется  своеобразным,  сравнительно  с
другими религиозными  представлениями,  взглядом  Библии  да  отношение.
ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и  в  культе
его не имеют никакого  самостоятельного  значения;  они  не  боги  и  не
полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек  знает
настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их  признать
Божественное повеление.  Они  предполагаются  известными,  и  потому  на
первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без
упоминания об их  происхождении  и  определения  их  природы.  Посланный
говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится,  как
о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -
Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);
Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II,  под  ел.  "Engel").Эд.
Рим,  "Handworterbucb  d.  bibl.  Alterthums",  (1884.  т.  1,  под  сл.
"Engel").
   Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на  Кивоте
Завета были  изображены  крылатые  херувимы;  в  храме  Соломоновом  два
больших херувима  с  крыльями  покрывали  все  пространство,  занимаемое
Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении  колесницы
изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги  у
них с ступнями тельца и  блестящими,  как  медь;  с  лицом  человеческим
соединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла;  2-мя
крылами они летали, а 2-мя покрывали лица  и  проч.  (Иезек.  1,  1-28).
Менее сложна символика у  пророка  Исаии  в  изображении  Серафимов,  но
все-таки  символика   обильная.   Древнее   христианское   искусство   в
изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение
А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями,  но  без
тела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало  А.  в  виде
зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые  столетия  А.
изображались  обыкновенными  людьми.  Об  этом  мы  знаем  от  церковных
писателей  и  из  дошедших  до  нас  памятников  искусства.  На   фреске
Благовещения II века арханг. Гавриил изображен  в  украшенной  тунике  с
орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В  древнем
изображении трех отроков в пещи  на  А.  такое  же  одеяние,  как  и  на
отроках. Таким образом, древнее  христианское  искусство  в  изображении
ангелов отличается  от  языческого  в  его  изображении  гениев  Если  и
встречаются   между   древними   христианскими   памятниками   языческие
изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века
является  в  христианском  искусстве  весьма  слабое  желание   отличить
изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже  в  V
в. не определилась еще эта форма изображения, и А.  изображаются  или  с
сиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.
в виде странника, с посохом в руках. С  VIII  в.  уже  изображают  А.  с
крыльями,  сиянием  и  посохом,  посохи  иногда  оканчиваются  крестами.
Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического
положения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем  не
знала. Эта манера принадлежит  Византийскому  искусству.  Ф.  К.  Крауз,
"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz